Новости Республики Чувашия
Курс ЦБ 82,3 93,68

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Общество 0+

В ГАИ поставили точку в главном вопросе: до какого возраста можно водить машину - пенсионерам указали на действующие ограничения

Вопрос о допустимом возрасте для управления автомобилем давно вызывает споры, и в последнее время он всё чаще поднимается в общественной и экспертной среде. Несмотря на то, что в России сегодня не существует официального возрастного ограничения для водителей, необходимость пересмотра этого подхода становится всё очевиднее.

Главная картинка новости: В ГАИ поставили точку в главном вопросе: до какого возраста можно водить машину - пенсионерам указали на действующие ограничения
Фото ГИБДД

С одной стороны — опыт, с другой — физиология, и именно между этими полюсами необходимо найти разумный баланс.

Пожилые водители действительно обладают тем, что называют «дорожной интуицией» — накопленным годами опытом. Они умеют предугадывать поведение других участников движения, чаще соблюдают правила и не склонны к резкому стилю вождения. Однако возрастные изменения организма неумолимы. Ухудшение зрения и слуха, снижение скорости реакции, ограниченная подвижность — всё это может сказываться на безопасности. Причём не всегда это заметно самому водителю. Что особенно тревожно — даже минимальное снижение реакции в условиях экстренной ситуации может стать фатальным.

Статистика по этой теме остаётся противоречивой: с одной стороны, пожилые водители реже становятся виновниками аварий; с другой — тяжесть последствий таких ДТП зачастую выше. Это говорит о том, что проблема не в количестве нарушений, а в способности оперативно и адекватно реагировать на нестандартные ситуации.

В некоторых странах уже давно внедрены меры, учитывающие возрастные особенности. Например, в ряде государств Азии и Ближнего Востока действует обязательное правило регулярных медицинских осмотров для водителей пожилого возраста. Такой подход признаёт право пожилых людей на мобильность, но в то же время создаёт систему контроля, способную снизить риски. Идея заключается не в том, чтобы ограничить свободу передвижения, а в том, чтобы убедиться: за рулём находится человек, способный обеспечить безопасность — как свою, так и окружающих.

В России, несмотря на формально действующую систему медицинского освидетельствования, существуют очевидные пробелы. Осмотры при замене прав — редкая и зачастую формальная процедура. Более того, многое зависит от добросовестности медучреждений и отсутствия конфликтов интересов. Хотя больницы обязаны передавать в ГИБДД информацию о пациентах с заболеваниями, угрожающими безопасности дорожного движения, не всегда это происходит в полной мере или своевременно.

Список заболеваний, ограничивающих возможность вождения, достаточно широк. Это и сердечно-сосудистые проблемы, и серьёзные неврологические и психические состояния, и нарушения зрения. Однако важно не только наличие диагноза, но и степень его влияния на функциональные способности водителя. А это уже требует не формальной галочки, а полноценной диагностики.

В этом контексте внедрение обязательных регулярных осмотров для водителей старшего возраста может стать разумной альтернативой строгим возрастным ограничениям. Более того, частоту проверок можно делать гибкой, в зависимости от медицинских показаний. Такой подход позволит сохранить за пожилыми людьми их автономность, не ограничивая их только на основании возраста.

В долгосрочной перспективе важно создать единый цифровой реестр здоровья водителей, который позволил бы оперативно обновлять данные о состоянии водителя и автоматически направлять его на повторное обследование при выявлении риска. Это значительно снизило бы количество спорных ситуаций и помогло бы предотвращать аварии ещё до их возникновения.

Таким образом, проблема возраста за рулём не должна сводиться к простому числу в документах. Речь идёт о здоровье, внимательности, способности к быстрой реакции и пониманию дорожной обстановки. И если общество всерьёз заботится о безопасности на дорогах, то лучшее решение — не запрет, а разумный контроль. Только в этом случае удастся сохранить достоинство пожилых водителей и обеспечить безопасность всех участников дорожного движения.

Читайте также:

Новости партнеров