С 1 мая водительские права можно выбросить: новое правило ГИБДД ставит водителей в ступор
С наступлением 2025 года в России вступили в силу обновлённые требования, касающиеся использования водительских удостоверений, выданных за границей. Эти изменения напрямую затрагивают не только иностранных граждан, но и россиян, которые по каким-либо причинам получили права в других странах и теперь возвращаются на родину.
Суть новой нормы проста: тем, кто оформил разрешение на временное или постоянное проживание в России, а также тем, кто недавно стал гражданином страны, предоставляется ровно один год, чтобы заменить своё иностранное водительское удостоверение на российское. Отсчёт этого срока начинается с момента получения официального документа — будь то РВП, ВНЖ или российский паспорт. То есть с той даты, когда человек получил законное право находиться в стране на постоянной или временной основе.
Есть отдельная категория граждан — россияне, которые длительное время жили за границей и там же прошли обучение и получили водительские права. Как только они возвращаются в Россию, срок для замены удостоверения для них начинает течь с момента первого въезда в страну.
Если человек продолжает управлять автомобилем по истечении этого срока с иностранными правами, он рискует не только получить штраф, который может достигать 15 тысяч рублей, но и быть временно отстранённым от вождения. Эти меры направлены на то, чтобы пресечь распространённую ранее практику, когда водители годами использовали зарубежные права, не проходя местных процедур проверки знаний и состояния здоровья.
При этом предусмотрены исключения. Например, россияне, имеющие белорусские водительские удостоверения и обладающие российским ВНЖ, освобождаются от необходимости обмена. Более мягкий порядок действует и для сотрудников дипломатических миссий, а также членов их семей — они могут обменивать удостоверения без прохождения медосмотра и без сдачи экзаменов.
Процедура замены удостоверения зависит от категории транспорта. Тем, кто управляет автомобилями, мотоциклами или иными транспортными средствами категорий A, B или M, как правило, достаточно пройти медицинское обследование и сдать теоретическую часть экзамена. В то время как для водителей, управляющих более тяжёлой техникой — автобусами, грузовиками или специализированными машинами — потребуется полноценное обучение в автошколе с последующей сдачей и теории, и практики. Однако и здесь есть послабления: граждане Абхазии, Южной Осетии, Казахстана и Киргизии могут рассчитывать на упрощённый порядок обмена удостоверений.
Важно понимать, что эти нововведения направлены не на усложнение жизни водителей, а на наведение порядка. Новая система позволяет своевременно проверять состояние здоровья водителей, актуализировать знания ПДД и привести в соответствие все документы. Ранее существовали «серые зоны», когда человек мог долгое время избегать обязательных процедур, оставаясь вне поля зрения контролирующих органов. Это создавало риски не только для самого водителя, но и для других участников дорожного движения.
Ужесточение правил также направлено на повышение прозрачности и равенства в системе. Больше не получится ссылаться на иностранное происхождение прав, чтобы избежать экзаменов или медицинских обследований. Все водители теперь находятся в равных условиях и обязаны соблюдать единые нормы, независимо от того, где они изначально получили свои водительские документы.
Сами специалисты и эксперты отмечают, что подобные меры приведут к росту дисциплины на дорогах. Водители, которые раньше могли чувствовать себя вне системы, теперь вынуждены следовать установленному порядку, что положительно скажется на общей безопасности. Тем, кто попадает под действие новых норм, не стоит откладывать визит в ГИБДД: соблюдение сроков избавит от возможных неприятностей, финансовых потерь и обеспечит законное право управлять транспортным средством на территории России.
Читайте также: