Путешествие по Узбекистану на поезде превратилось в экстремальный тест на выживание – делюсь честными впечатлениями.

Отправляясь в путешествие по Узбекистану, я представляла древние города, ароматный плов и гостеприимных местных жителей. Но никто не предупредил, что настоящим испытанием станут ночные переезды в плацкартных вагонах узбекских поездов. Две бессонные ночи между Ташкентом, Бухарой и Хивой перевернули мои представления о комфорте в железнодорожных путешествиях. Пишет издание " prochepetsk ".
Вагон из прошлого века: ностальгия по 90-м
Первое, что бросается в глаза – состояние вагонов. Кажется, время здесь остановилось лет тридцать назад. Скрипучие полки, потертые столики между ними, розетки, которые скорее для вида, чем для использования. Интернета нет даже в теории, как и индивидуального освещения. Зато есть яркие разноцветные покрывала на полках – единственный намек на уют в этом железном царстве.
Постельное белье выдают всем пассажирам без исключения, причем его стоимость уже включена в билет. Отказаться невозможно – видимо, железная дорога Узбекистана заботится о гигиене путешественников.
Ресторан? Нет, общежитие!
Надежда перекусить в вагоне-ресторане быстро угасла. Вместо ароматов национальной кухни – храп и разложенные прямо на столах одеяла. Оказалось, что местные жители используют это пространство как дополнительную спальню.
Еду приходится брать с собой: лепешки, курицу в фольге, свежие овощи. Единственное, что радует – традиционный узбекский чай, который разливают в настоящие чайники. Правда, кружку вам вряд ли предложат – здесь пьют из пиал, как принято в местных семьях.
Испытание туалетом и жарой
Если бы проводился конкурс на самый неудобный поездной туалет, узбекский плацкарт занял бы первое место. Крошечные ободки, отсутствие мыла и бумаги – это еще полбеды. Главное – сохранить равновесие на движущемся поезде, когда каждая кочка грозит неприятным сюрпризом.
Но настоящий ад начинается ночью. Температура в вагоне поднимается до невообразимых значений. Кажется, что находишься в сауне, только без возможности выйти. Местные женщины стойко переносят жару в многослойной одежде и платках, а я мечтаю хотя бы о легком сквозняке.
Главный кошмар: где разместить ноги?
Самое неожиданное открытие ждало меня, когда я попыталась лечь спать. При росте 161 см мои ноги не помещались на полке! Приходилось сворачиваться калачиком, но ночью тело непроизвольно выпрямлялось – и тогда начиналось самое страшное.
Ноги свисали в проход, где их постоянно задевали проходящие пассажиры. Каждые полчаса – новый удар, новое пробуждение. Утром я чувствовала себя так, будто пробежала марафон. А впереди была еще одна ночь – на этот раз на боковой полке, где ноги упирались в стену.
Люди – единственное спасение
Несмотря на все неудобства, узбекские попутчики стали настоящим спасением. Они делились едой, рассказывали истории, смеялись над моими неуклюжими попытками освоиться в этом железнодорожном аду. Их гостеприимство и доброта компенсировали все бытовые неудобства.
Вывод из этого приключения прост: Узбекистан прекрасен, но путешествовать по нему на поездах стоит только тем, кто готов к экстремальным условиям. Лично я в следующий раз выберу самолет – пусть дороже, зато с сохранением нервов и целостности ног.